Плановое ТО и ремонт иномарок в Казани

Своевременное обслуживание автомобиля, залог безопасности на дороге.
Подайте заявку на ТО или ремонт не выходя из дома.
On-line заказ

Помощь при эксплуатуции

Разбираемся в символах, обозначающих положение рычага вариатора

Вы знаете, что рычаг вариатора диапазона работы коробки передач (РВД) имеет несколько положений, отмеченных цифрами или буквами. Количество положений различное у разных моделей авто, но обязательными для всех машин с АКПП являются положения «Р», «R» и «N»:

  • Положение «P» - «парковка» - выбирается при длительной стоянке авто. В АКПП выключены все элементы управления, выходной вал заблокирован, движение авто невозможно. В режиме «P» возможен запуск двигателя.
  • Положение «R» - реверс – положение, в котором осуществляется задний ход. Во время движения авто категорически запрещено устанавливать рычаг в это положение: могут выйти из строя не только коробка передач, но и другие элементы трансмиссии. Запуск двигателя в данном положении невозможен.
  • Положение «N» - «нейтралка» - в АКПП выключены либо все элементы, либо включен один. Автомобиль может свободно перемещаться за счет того, что выключен механизм блокировки выходного вала. Запуск двигателя в данном режиме возможен.

В авто, укомплектованных 4-ступенчатой АКПП, рычаг вариатора обычно имеет 4 положения движения вперед: «1»(«L»), «2», «3» и «D». В каждом из этих положений запуск двигателя невозможен. Более детально о каждом положении:

  • «D» - «драйв» - основной режим движения, предназначенный для стандартных условий езды. Передачи в автоматическом режиме переключаются с 1-й на 4-ю.
  • «3» - движение только на первых 3-х передачах. Возможно использовать при езде в пробках или по холмистой местности.
  • «2» - задействованы 1 и 2 передачи. Подходит для извилистых горных дорог. Нельзя переключаться на 3-ю и на 4-ю передачу.
  • «1» - езда на 1-й передаче. Лучше всего режим торможения двигателем можно использовать именно на «1». Этот режим предназначен для преодоления крутых спусков.

Есть определенные марки машин, в которых присутствует еще одна кнопка – «OD» - она предназначена для переключения на 4-ю передачу. Водитель может переключаться на 4-ю передачу, только если РВД установлен в положении «D» и кнопка «OD» утоплена. Чаще всего состояние системы управления данной кнопкой отражается при помощи индикатора на панели «OD OFF» - индикатор загорается только при запрете использования 4-й передачи.

Назначение дополнительных кнопок (переключателей); использование АКПП: советы для зимы
Современные автомобили предполагают использование нескольких вариантов управления АКПП: экономичный, спортивный, зимний:
  • Экономичная программа обеспечивает движение авто с минимальным расходом топлива: авто движется плавно и спокойно.
  • Программа «спорт» позволяет максимально использовать всю мощь мотора: машина развивает большее ускорение, но и расход топлива также повышается. Программу можно переключить, нажав на кнопку или переключатель, расположенные на приборной панели, рядом с РВД диапазона. Обозначаться режимы могут по-разному, к примеру, «POWER», «SPORT», «S», «AUTO», «A/TMODE».

Также все современные автомобили имеют специальную программу для трогания с места в гололед (зимний режим). Активировать программу можно, нажав на кнопку «WINTER», «W», «HOLD», «*» и так далее – в зависимости от марки авто. Чаще всего «зимний режим» предполагает трогание на 1-й или 2-й передаче, не выше.


Овердрайв или драйв? Что выбрать в городе?

Еще одна подпрограмма называется «овердрайв» - она позволяет повысить передачу и лучше всего подходит для экономичной и стабильной езды по автомагистрали или автобану.
Термин «Оverdrive» взят от американских производителей – в США он означает «повышающая передача» и обозначается как «OD» или«D» в кружочке.


Когда можно переключать рычаг вариатора?

Рычаг можно переключать даже во время езды, но не во все положения. Нельзя переводить РВДв режим «Р» и «R» - эти положения доступны только при полной остановке машины: в противном случае вы рискуете повредить АКПП и другие элементы трансмиссии. Также эксперты не рекомендуют переводить рычаг в положение «N»: резкое торможение и потеря связи колес с двигателем могут привести к заносу машины.

В некоторых случаях рычаг следует переводить именно во время движения, к примеру, из положения «3» в «2», чтобы повысить эффективность торможения двигателем и т.д.

Необходимо ли устанавливать рычаг в положение «N» на перекрестках и у светофоров? Это положение рекомендуется только при длительных остановках и в жаркую погоду – тогда масло в коробке не будет перегреваться и снизится тепловыделение. В других случаях нежелательно переводить РВД в положение «N».

Следует ли использовать стояночный тормоз на стоянке или достаточно перевести рычаг в положение «Р»?
Производители авто с АКПП рекомендуют использовать стояночный тормоз, если вы оставили машину на уклоне: отметим, что вначале затягивается тормоз, и только после этого включается режим «Р». Эта мера предосторожности позволяет освободить от лишней нагрузки механизм блокировки выходного вала коробки передач. Во всех остальных случаях (при парковке на ровной местности) режима «Р» вполне достаточно.


Сколько передач в моей АКПП?

Если у вас японский автомобиль, то четырех ступенчатую АКПП можно узнать по дополнительной кнопке на самом рычаге («OD OFF» или «Hold»). В европейских машинах рычаг трехступенчатых АКПП маркируется символами «PRND21», четырехступенчатых АКПП – «PRND3», пяти ступенчатых АКПП – «PRND4».
В американских машинах система немного другая. О наличии четвертой или пятой передач свидетельствует символ «D» в кружочке.
Также опытный водитель может определить количество передач, даже не глядя на рычаг, а лишь наблюдая за показателями тахометра при разгоне авто. Каждое переключение передачи сопровождается понижением оборотов мотора, однако таким же образом стрелка тахометра будет реагировать и на блокировку гидротрансформатора (но падение оборотов будет менее заметным).


Можно ли буксировать машину с коробкой-автоматом?

Отзывы о АКПП свидетельствуют о том, что многие водители боятся буксировать авто с АКПП. На самом деле, если все делать правильно, проблем не будет. Однако если радиатор охлаждения АКПП засорен и система охлаждения имеет низкую эффективность, в гидротрансформаторе будет наблюдаться повышенное тепловыделение, критичное для данного элемента.


Как правильно буксировать автомобиль с АКПП?

На самом деле, однозначного ответа на этот вопрос нет: некоторые машины (к примеру, Jeep Grand Cherokee) можно транспортировать только при помощи эвакуатора; другие – с передним приводом – все же можно буксировать. Если у авто трехступенчатая АКПП – скорость не должна превышать 40 км/час, а максимальное расстояние до автосервиса по ремонту акпп может быть не более 25 км. Для четырехступенчатых АКПП ограничения менее жесткие – авто можно отбуксировать на расстояние до 160 км со скоростью около 70 км/час.
Однако отзывы о ремонте АКПП свидетельствуют о том, что предпочтительнее обратиться за помощью в автосервис, в котором есть эвакуатор. При работе АКПП смазка осуществляется принудительно – масло подается под давлением, поэтому, если машина неисправна, вы не можете быть уверены в том, что трансмиссия будет функционировать нормально, и смазка сможет подаваться. Как вариант для опытных водителей – попытайтесь сравнить уровень масла при работающем и неработающем двигателе: если он не меняется, буксировать машину запрещено.
Буксировка может осуществляться только при работающем моторе и установленном РВД в положение «N».
Если у вас нет возможности вызвать эвакуатор, налейте в АКПП масло до максимального уровня и только тогда начинайте буксировку, чтобы обеспечить деталям минимальную смазку.

Можно ли машиной с АКПП буксировать прицеп?

Конечно, при необходимости вы можете буксировать прицеп при помощи авто с АКПП. Однако при большой нагрузке в гидротрансформаторе повышается тепловыделение, поэтому для тех водителей, которые постоянно буксируют прицеп, целесообразно задуматься об установке дополнительного радиатора для системы охлаждения АКПП. Нельзя использовать повышенную передачу, если вы буксируете прицеп на дальние расстояния. Лучше всего для этих целей подойдут режимы «3» и «2».


Необходимо ли прогревать АКПП перед началом движения?

Нет, прогревать АКПП необязательно. Однако первое время после начала езды рекомендуется избежать большой скорости: масло должно прогреться до обычной рабочей температуры. Если же речь идет о холодном времени года, масло в коробке все же стоит прогреть. Вы можете переместить рычаг во все положения, в каждом из них задерживаясь всего на пару секунд. Далее включается один из режимов, и автомобиль удерживается тормозом (мотор работает на холостых оборотах).


Что такое кикдаун (kickdown)?

Водитель может переключить передачу на одну или даже две вниз, нажав до упора педаль управления дроссельной заслонкой. Данный режим обеспечит более быстрое ускорение – это важно, к примеру, во время обгона. Обратное понижение передачи осуществляется при достижении мотором максимальных оборотов. После того, как вы уберете ногу с педали, коробка перейдет в штатный режим работы.
Режим «кикдаун» не рекомендуется использовать в гололед: во время принудительного понижения передачи машина может пробуксовывать, вследствие чего возможен занос.


Как правильно трогаться на авто с АКПП?

Вначале необходимо нажать на педаль тормоза, установить рычаг в нужную позицию, не прижимая педаль управления дроссельной заслонкой. Только после того, как вы ощутите легкий толчок, можно отпустить педаль тормоза и трогаться, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой.


Что такое Autostick (Steptronic, Tiptronic)?

Данная система позволяет наряду с автоматическим управлением использовать и полуавтоматическое управление коробкой передач. Команду переключать передачу дает водитель, а качество переключения обеспечивает интеллектуальная система управления. Реализовать данный механизм управления можно только на авто, имеющих электронную систему управления АКПП. Данный режим предполагает переключение РВД в соответствующее положение, после чего управлять переключением передач может водитель. Предусмотрено два противоположных положения РВД: «+»(«Up») и «-»(«Dn») для переключения на более высокую или низкую передачи.
Autostick является скорее полуавтоматическим режимом, а не чем ручным, так как трансмиссионный компьютер все равно контролирует действия водителя и не даст ему совершить ошибку – тронуться с высшей передачи или сделать так, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. Tiptronic - это полная иллюзия механической трансмиссии, ноне более. Если водитель хочет доверить переключение передач компьютеру, достаточно просто вновь перевести рычаг в положение «D».


Советы по эксплуатации АКПП зимой

Известно, что АКПП надежны и работают без сбоев круглый год, не считая зимы. Если наружная температура ниже 15 градусов, необходимо принимать меры:

  • Прогревать авто до рабочей температуры (помните, что АКПП прогревается дольше).
  • Минимальная температура, при которой можно трогаться – 40 (включив 3-ю передачу и на скорости не выше 40 км/час, можно догреть машину до рабочей температуры).
  • Заменить масло и фильтры.

В системе, управляющей АКПП, есть клапаны, состоящие из пластмассы и пружин, открывающиеся от давления. При низкой температуре масло слишком густое: давление повышается, и при резком нажатии на педаль газа и пробуксовке пластик просто ломается. Пружинка вылетает и вместе с осколками заклинивает шестерни. Шестерня сделана из пластика, и она также ломается. Таким образом, коробка либо не может переключиться выше 2-1 передачи, либо переключается с 2 на 4 – происходит насадка фрикционов, и коробка приходит в негодность.


Некоторые обязательные условия для езды с АКПП

  • Все переключения РВД при старте и изменении направления движения авто можно выполнять только при полной остановке авто и нажатии педали тормоза.
  • Переносить ногу с педали тормоза на педаль газа можно только после того, как вы почувствовали характерный «толчок»: он означаете, что передача полностью включилась.
  • Во время езды по длинным спускам, при простоях в пробках, остановках на перекрестках или светофорах не стоит устанавливать рычаг в положение «N».
  • Если авто застряло, избегайте длительной пробуксовки колес. Следует переключиться на понижающую передачу и, действуя педалью тормоза, пытаться обеспечить медленное вращение колес. Если у вас машина с АКПП, то при ее раскачивании нужно не просто переключать селектор вперед-назад, но и останавливаться в точке зависания при помощи тормоза.
  • Рекомендуется буксировать машину не далее 30 км и при скорости до 50 км/час. Если нужно буксировать дольше, стоит снять приводы ведущих колес, карданный вал и долить 2-3 литра масла в трансмиссию.
  • В сильный мороз следует прогреть АКПП, включив 1 или 2 передачу, проехав 3-5 км и лишь после этого переключившись в режим «D».

Услуги автосервиса: Контакты:
Пн-Сб: 9 00 - 20 00 (без обеда)
Вс: 9 00 - 20 00 (без обеда)
Наш адрес: РТ, г. Казань
Ул. Габишева 40
на карте
Сервис:

(843) 248-77-09

Магазин: (843) 248-77-09

Copyright © Автосервис Автоимперия All Rights Reserved
Яндекс.Метрика