Ремонт АКПП Ауди (Audi)
С автомобилями Ауди, которые выпускались еще в 90-х годах, не было никогда особых проблем, поскольку они оснащались стандартной автоматической коробкой передач от популярных мировых производителей. Если и возникала необходимость ремонта АКПП, то это были типичные неисправности, которые можно было легко устранить. Но в конце прошлого века компания резко изменила свою стратегию, заменив привычные ранее АКПП на вариаторы собственного производства во всех выпускаемых переднеприводных машинах. В результате ремонт коробки передач автомобиля Ауди стал для автовладельцев и специалистов автосервисов настоящей проблемой.
На сегодняшний день даже официальные дилеры компании еще полностью не освоили способы диагностики и методики ремонта вариаторных АКПП. Стоит добавить, что работу новых коробок передач также нельзя оценить однозначно, поскольку вариаторы достаточно капризны и в эксплуатации. За десять лет компания Ауди выпустила около 150 разновидностей вариаторных АКПП, чем максимально усложнила жизнь автовладельцев и ремонтников. Самыми проблемными являются первые партии вариаторов, которые устанавливались в период с 2000 по 2001 год на модели А6 – первые поломки происходили уже через 50 тыс. км.пробега. Но с 2001 года разработчики несколько модернизировали АКПП, устранив многие недостатки, тем самым повысив ее общую надежность.
Стоит отметить, что ситуация усложняется еще и тем, что буквально на каждой отдельной модели Ауди установлена АКПП различного типа. Но, несмотря на огромное количество модификаций новых АКПП, все же общие характерные проблемы и поломки можно выделить. Ведь основные элементы вариаторов в принципе стандартизированы. Отличаются коробки между собой настойками гидравлической системы, электроникой и передаточным отношением на входе.
К проблемам, с которыми наиболее часто сталкиваются владельцы вариаторов Ауди, можно отнести:
- Неисправность электронного блока управления АКПП, который находится в одном корпусе с механической частью. Конечно же, электроника надежно отделена от механики и герметизирована, так как блок омывается маслом. Размещение «по соседству» электронного блока и механики имеет свои преимущества: нет нужды в лишних соединительных проводах, а вся коробка представляет собой единую конструкцию. Однако из-за такого нововведения возникают некоторые сложности в эксплуатации и во время ремонта АКПП. За счет такого расположения очень часто перегреваются и электронный блок, и механика. К тому же, если возникают какие-либо проблемы в одной части блока, то это, несомненно, приводит к сбоям в другой. К примеру, небольшая неполадка в электронике, может привести к сбою в гидравлике, в результате чего повышается температура масла, и, соответственно, перегревается электронный блок, размещенный здесь же. Если неполадка и причина ее возникновения вовремя не устраняются, то далее проблема нарастает, сбои происходят один за другим, и впоследствии коробка полностью выходит из строя. В автосервисе можно довольно успешно отремонтировать электронный блок, если, конечно же, удастся определить, что причина неисправности заключается в нем. Ведь диагностировать поломку очень сложно через имеющийся единственный внешний разъем. Поэтому официальные дилеры чаще всего предлагают независимо от характера поломки просто заменить весь блок целиком и не проводить внутренний ремонт акпп
- Выход из строя датчика положения селектора АКПП. Особенностью строения вариатора является то, что селектор крепится к коробке посредством электромагнитной связи, что достаточно оригинально, но, как показывает практика, не надежно. Очень часто происходит поломка датчика, на который воздействуют постоянные магниты, управляющие тросиком селектора. В результате положение селектора не фиксируется сигналом, и вариатор работает только на «нейтральном» режиме. Данную неисправность очень сложно устранить, не имея большого опыта и специальных инструментов. Чтобы решить возникшую проблему можно либо отремонтировать и настроить сам датчик, либо в целом заменить электронный блок. Конечно же, ремонт одного датчика по стоимости выйдет несколько дешевле.
- Сбои в работе масляного насоса АКПП. Такая проблема особенно актуальна для автомобилей Ауди, на которые установлены моторы высокой мощности, а также для вариаторов, произведенных до 2002 года. К сожалению, обнаружить неисправность масляного насоса на ранней стадии, то есть до того, как она приведет к серьезным проблемам (разрыв цепи вариатора, деформация тарелок), на практике достаточно сложно. Для этого необходимо производить специальную диагностику. Чтобы минимизировать риск возникновения данной неисправности, рекомендуется оценивать состояние масляного насоса при каждой замене масла в акпп.
Важно понимать, что работа АКПП во многом зависит от соблюдения владельцем правил эксплуатации, от внимательного и ответственного отношения к процедуре замены масла и фильтра. Несоблюдение техпредписаний и рекомендаций по использованию вариатора приводит к возникновению серьезных технических неисправностей: разрыву или проскальзыванию цепи вариатора, задиру тарелок. Чтобы устранить такие проблемы, необходимо произвести замену вышедших из строя деталей, а это не самое дешевое удовольствие. Бывают ситуации, когда не намного дороже выходит замена коробки в целом.
Конечно же, работоспособность АКПП связана напрямую также и с правильной работой таких узлов, как тормозная система, двигатель, системы ABC и ASR. Поэтому очень важно постоянно контролировать работу всего автомобиля, а для этого нужно своевременно и регулярно проводить его техосмотр. Возникшие какие-либо неполадки в важных системах машины неизбежно приведут к нарушению работы вариатора. Стоит добавить, что на ранних стадиях неисправность можно определить и с помощью показателей приборной доски. Так, если появилась какая-либо проблема с вариатором, индикаторы функционирования АКПП будут зажигаться неверно. Нужно обратиться в автосервис, если загоревшийся индикатор на панели не отвечают выбранной передаче, или несколько индикаторов загорается одновременно.
Вариаторы Ауди характеризуются высокой технологичностью и плавностью работы, но вместе с тем, имеют малый срок службы и довольно проблематичны в эксплуатации и ремонте. Конечно же, соблюдение правил эксплуатации и регулярное проведение технического обслуживания автомобиля значительно снижает риск возникновения серьезных сбоев АКПП, а иногда и увеличивает ее ресурс. Для проведения диагностики и ремонта АКПП следует обращаться лишь в специализированные автосервисы.
Типичные проблемы у акпп Ауди
Поломки вариаторной АКПП и причины их возникновения достаточно разнообразны, и зависят от типа коробки. Далее рассмотрим наиболее распространенные типичные неисправности АКПП различных моделей Ауди.
Автоматическая коробка передач ZF 5HP19, устанавливаемая на Ауди следующих моделей: А4, А6, А8 с объемом до 3,0 литров 1995-2003 годов выпуска и Allroad, выпускаемая до 2006 года.
АКПП ZF 5HP19
АКПП ZF 5HP19 автомобилей Ауди считаются достаточно надежными и долговечными. Как правило, данные «автоматы» выходят из строя либо по причине неправильной эксплуатации, либо из-за нерегулярного обслуживания. Так, если вовремя не произвести замену или долив трансмиссионной жидкости, или же допустить перегрев АКПП, нарушив правила эксплуатации, в коробке, несомненно, образуется дефицит масла, который приведет к ускоренному износу деталей. Из-за нехватки масла втулка скольжения гидротрансформатора начнет проворачиваться, в результате чего жидкость из АКПП почти полностью вытечет, что приведет к сгоранию фрикционов. Впоследствии автовладельцу придется обращаться в автосервис для выполнения дорогостоящего ремонта коробки передач. Специалисты полностью заменят сгоревшие фрикционы, масляный насос, крышку гидротрансформатора, а при необходимости и гидроблок.
Вариатор (мультитроник) 01J, устанавливаемый на Ауди моделей А4 и А6, которые выпускаются с 2000 года.
Принцип работы вариаторов для большинства российских автовладельцев является на сегодняшний день еще непонятным и непривычным, что приводит к совершению ошибок при обслуживании и эксплуатации мультитроников. Чаще всего вариаторы 01J выходят из строя из-за перегрева в результате нарушения правил их использования, невнимательного отношения к изменению режима работы коробки, а также из-за применения неподходящей трансмиссионной жидкости. Так, перегрев вариатора приводит к поломке электронного блока управления, а при неправильном подборе масла и условий эксплуатации повреждается механическая часть коробки. Иногда причиной выхода из строя вариатора может стать естественный износ его деталей. Во время ремонта АКПП заменяются все поврежденные ее узлы.
АКПП TF-60SN, который применяется на Ауди модели А3, выпускаемой с 2006 года, и модели ТТ, выпускаемой с 2005 года.
Типичными поломками АКПП TF-60SN являются неисправность ступицы «директа» и проворачивание втулки планетарной шестерни. Данные неполадки могут возникать, как правило, из-за недостатка трансмиссионной жидкости в коробке, вызванного перегревом или несвоевременным обслуживанием АКПП. Если во время включения передачи возникают удары и пробуксовки, необходимо сразу же обратиться в автосервис для замены гидроблока и планетарных шестерней. Несвоевременное решение проблемы может привести к выходу из строя всей АКПП в целом.
Акпп ZF HP24
Автоматическая коробка передач ZF HP24, применяемая на Ауди моделей: А8 (выпускаемой с 1998 года), S8 (выпускаемой в 1997-2003 годах) и S6 (выпускаемой с 2002 года). АКПП ZF HP24 является достаточно надежной и имеет большой срок службы. Как правила, данный «автомат» устанавливается на автомобили с моторами высокой мощности. Чаще всего ZF HP24 выходит из строя по причине естественного износа ее деталей, а именно, подшипника, расположенного между ступицей и турбинным валом коробки. Если вовремя не заменить изношенный подшипник – сгорят фрикционы, и может повредиться гидроблок. Чтобы «оживить» АКПП необходимо произвести замену всех вышедших из строя деталей.