Диагностика АКПП
Методов диагностики автоматических коробок переключения передач существует достаточно большое количество, однако мы рассмотрим самые основные, которые стоит использовать для максимально точного определения состояния акпп до поездки в автосервис.
1. Состояние и уровень масла. Уровень масла в АКПП должен соответствовать меткам с учетом окружающей температуры. Масло на вид должно иметь чистый красный цвет (возможно с небольшим потемнением), не должно быть запаха гари, а при растирании на пальцах должны отсутствовать заметные на ощупь примеси. Слитое в емкость масло при перемешивании не должно оставлять разводов белого цвета.
2. Время до полной готовности. Перед подобной проверкой необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры (нормальных оборотов холостого хода). Итак, затормозив автомобиль, нужно перевести селектор АКПП из положения N («нейтраль») в положение D («драйв») и засечь время до толчка, который является признаком включения АКПП. Это время должно быть в пределах 0,5 -1,0 с. Аналогичным образом необходимо проверить время до толчка при переключении селектора «автомата» из положения N («нейтраль») в положение R («задний ход»). В этом случае время до толчка должно быть не более 1, 2 с. Если это время больше, то это признак фрикционов. Для АКПП, которыми оснащаются автомобиля Toyota, такое время больше на 0,2-0,3 с.
3. Диагностика АКПП на дороге. Для проведения диагностики такого рода необходим прямой, ровный участок дороги, который не сканируется радарами ГИБДД.
Итак, ход проверки следующий:
- необходимо проверить все положения селектора АКПП и индикацию каждого режима на приборной панели
- далее нужно перевести селектор в положение D («драйв»). Автомобиль нужно ускорить, а потом замедлить при полностью и наполовину открытом дросселе. Нужно проверить, происходит ли переключение передач по порядку, с первой по четвертую
- при движении на четвертой передаче нужно включить режим S («спорт») и убедиться, что «автомат» переключился с четвертой на третью передачу
- необходимо проверить режим Dh. В этом режиме должно происходить переключение со второй на третью и с третьей на вторую передачи, при этом не включаются первая и четвертая передачи
- при замедлении автомобиля, открытии дроссельной заслонки не более чем на 1/8 ее хода, нужно убедиться, что происходит торможение двигателем на третьей или второй передаче
- при движении на второй, третьей или четвертой передачах не должно наблюдаться постороннего шума или скрежета, также не должно быть вибраций при легком нажатии на педаль акселератора в диапазоне скоростей от 40 до 60 км/ч.
Следует отметить, что диагностика механической части «автомата» производится с подключением манометра к АКПП и, соответственно, проверкой линейного давления во всех режимах работы. Но для этого необходимо специальное профессиональное оборудование, и проводить такие работы нужно в условиях специализированных мастерских.
После диагностики проследует ремонт акпп
Далее рассмотрим АКПП с электронной системой управления. Работой таких коробок передач заведует бортовой трансмиссионный компьютер. Такой блок управления может быть отдельным устройством или быть совмещенным с электронным блоком управления двигателем. В компьютер, отвечающий за работу трансмиссии, поступает множество сигналов от разных датчиков, расположенных как в самой коробке переключения передач, так и вне ее (датчика скорости, датчика угла открытия дроссельной заслонки, датчика положения РВД, датчика температуры масла в АКПП и т.д.). Вся информация, поступающая от датчиков, обрабатывается компьютером, и на основе такого анализа исполнительным устройствам АКПП подаются соответствующие сигналы. Таков принцип работы.
Компьютер, кроме управления, выполняет еще одну очень важную функцию – контроль АКПП, диагностика неисправностей. Для всех сигналов компьютера существуют допустимые границы их изменения. В случае если какой-то из сигналов выходит за допустимые нормы, то в память компьютера записывается определенная последовательность цифр – код (Diagnostic Trouble Code - DTC), который соответствует этой неисправности.
Кроме этого, на трансмиссионный компьютер возложен контроль сопротивления выходных цепей. Для этих показателей также есть допустимые нормы, и в случае недопустимых отклонений в память блока управления записываются соответствующие коды неисправностей.
Компьютер также сравнивает по показаниям датчика обороты входного и выходного валов АКПП и таким образом контролирует передаточное отношение в коробке передач. Отклонение определенного компьютером передаточного отношения от заданного свидетельствует о проскальзывании фрикционов АКПП, что строго фиксируется в памяти компьютера определенным кодом неисправности. Однако контроль передаточного отношения реализован далеко не во всех «автоматах».
Для считывания кодов из памяти компьютера необходимо специализированное диагностическое оборудование, так называемый сканер. Это устройство позволяет не только читать коды неисправностей, но и стирать их из памяти компьютера. С помощью сканера также можно считывать показания различных датчиков АКПП. Подобную процедуру считывания кодов и определения по ним неисправностей называют компьютерной диагностикой.
Дальнейшие действия системы управления трансмиссией после того, как в память компьютера были записаны определенные коды неисправностей, зависят от алгоритма программного обеспечения компьютера. Некоторые коды к особым изменениям в работе АКПП не приведут, а вот другие могут повлечь за собой отсутствие переключения передач. Это зависит, прежде всего, от того, в каком из контуров системы управления была выявлена неисправность. Некоторые коды носят исключительно информационный характер (например, код, сигнализирующий о том, что отсоединялась аккумуляторная батарея), другие же вносят определенные изменения в алгоритм работы компьютера АКПП (например, код, свидетельствующий о том, что произошел обрыв в цепи соленоида). В случае наличия серьезных неисправностей система управления переводит в аварийный (защитный) режим работы АКПП. Данный режим имеет несколько названий: SafeMode, LimpHome, LimpIn и т.п. Конкретные алгоритмы работы систем управления автоматических коробок передач зависят от модели узла. Некоторые АКПП прекращают отслеживать качество переключения передач, и они переключаются с толчками и ударами, другие включают вторую или третью передачу и отключают возможность других переключений.
В некоторых моделях автомобилей, оснащенных АКПП, об аварийном режиме ее работы сигнализирует мигающий или постоянно включенный индикатор на панели приборов: «OD OFF», «S», «Hold», «Check AT» и т.п. В тех случаях, когда система управления трансмиссией и двигателей совмещены, таким сигналом может выступать индикатор «Check Engine». В аварийном режиме работы АКПП эксплуатировать автомобиль нельзя, он служит лишь для того, чтобы доехать до ближайшего сервиса. Если этим пренебречь, то вполне вероятно, что даже из-за незначительной неисправности может выйти из строя вся АКПП.
Очень часто, автомобили, приезжающие на автосервис, имеют не одну, а целый комплекс разных неисправностей. Разобраться с такой горой проблем поможет только квалифицированная компьютерная диагностика. Однако не стоит ждать от диагностики чудес, ее возможности имеют вполне объективные ограничения. Компьютерная диагностика АКПП далеко не одинакова для разных типов трансмиссий. Так, у одних автоматов список кодов неисправностей состоит всего лишь из четырех позиций, а у других такой список насчитывает полсотни пунктов.
Дополнительно о диагностике акпп
Автоматическая коробка передач отличается повышенной износоустойчивостью и является одним из самых надежных агрегатов современного автомобиля. Но, к сожалению, иногда случаются ситуации, когда какой-нибудь из узлов АКПП выходит из строя.
К наиболее частым причинам поломки автоматической коробки передач можно отнести:
- Неграмотную и неаккуратную эксплуатацию АКПП
- Несвоевременное проведение технического обслуживания АКПП
- Некачественный сервис АКПП и т. д.
Безответственное и невнимательное отношение владельцев к своим автомобилям приводит к неожиданным поломкам и дорогостоящим ремонтам АКПП. Своевременно обнаружить и вовремя устранить неполадки позволяет такая услуга автосервиса, как диагностика АКПП, с помощью которой можно оценить эффективность работы и уровень износа данного агрегата.
Условно диагностику по причине обращения разделяют на плановую, входную (диагностика уже неисправного автомобиля) и выходную (после выполнения ремонтных работ).
Диагностика АКПП должна проводиться в таких случаях
- Как минимум один раз в год должна проводиться плановая диагностика, которая позволяет вовремя увидеть сбои в работе АКПП и помогает избежать возможных повреждений дорогостоящих деталей трансмиссии. Такая плановая диагностика должна иметь место в жизни каждого автовладельца независимо от возраста его автомобиля.
- Как утверждают специалисты, диагностика АКПП должна проводиться после пробега автомобилем 100-150 тыс. км., даже если отсутствуют внешние проявления неисправностей. Поскольку именно такому пробегу соответствует средний ресурс безотказной работы автоматической коробки передач.
- Покупая подержанный автомобиль, в обязательном порядке необходимо провести диагностику АКПП, так как вы не знаете, при каких условиях эксплуатировалась машина, и как регулярно проводилось техобслуживание АКПП. Важно знать, что программы официального техобслуживания многих иномарок не предполагают технического обслуживания автоматических коробок передач. Следовательно, покупая подержанный автомобиль без произведения диагностики АКПП, вы рискуете через некоторое время «попасть» на дорогостоящий ремонт.
- Диагностика АКПП критически необходима при появлении таких внешних признаков неполадок, как: переключение передач с опозданием, появление посторонних шумов или каких-либо непривычных звуков. Важно понимать, что гораздо лучше и выгоднее решать проблемы своевременно, а еще лучше предупреждать возникновение таких проблем. Каждая фирма-производитель для АКПП своего производства рекомендуют определенные диагностические процедуры. Также выбор методики диагностики АКПП зависит от особенностей конструкции и технических характеристик конкретной модели автомобиля.
Автосервис Казань максимально точно выполняет диагностику АКПП любого типа. Наши квалифицированные мастера, имеющие огромный опыт и багаж знаний в данной сфере, не только реально оценят состояние агрегата, но и дадут рекомендации по дальнейшему ремонту и техническому обслуживанию автоматической коробки передач.
Диагностика АКПП в нашем автосервисе проводится в несколько этапов:
- Выполняется компьютерная диагностика, в результате которой специалисты получают коды ошибок.
- Проводится внешний осмотр и анализируется состояние коробки и трансмиссионного масла: замеряется уровень масла, корпус трансмиссии проверяется на предмет потеков масла и т.д. Как правило, в большинстве случаев поломка определяется именно на этапе внешнего осмотра.
- Проводится тест-драйв, в ходе которого специалист при разных режимах работы автомобиля определяет характер шумов и работы двигателя. Иногда бывают поломки, характер которых не удается выявить ни с помощью компьютерного тестирования, ни при внешнем осмотре. И только во время движения автомобиля, когда АКПП взаимодействует с другими узлами,получается определить истинную причину неисправности. Опытный водитель нашего автосервиса грамотно оценивает работу АКПП и дает обоснованные рекомендации к дальнейшим действиям.
- Выполняется гидравлическая диагностика АКПП, а именно, замеряется давление масла в трансмиссии. Мастер вскрывает поддон коробки передач и изучает имеющиеся продукты износа. При электронной системе управления АКПП на этом этапе возможно получение дополнительных сведений о коробке.
- Проверяется исправность датчиков (при их наличии), разъемов и проводки.
- Выполняется проверка оборотов двигателя при остановленном вале и полностью открытой дроссельной заслонке.
Чтобы выявить истинную причину поломки, обязательно проводится диагностика всех систем, задействованных в работе АКПП. Ведь иногда неполадка может быть связана с перегревом автомобиля, поломкой датчика положения дросселя, попаданием воды в АКПП или с некорректной работой двигателя. Если не устранить причину неисправности, то в дальнейшем АКПП снова выйдет со строя.
По итогам проведенной диагностики АКПП владелец автомобиля получает диагностическую карту, составленную специалистами нашего автосервиса. В данной карте расписаны результаты исследования и возможные пути решения возникших проблем, благодаря которым можно быстро и качественно устранить неполадки.
Вс: 9 00 - 20 00 (без обеда)
(843) 248-77-09
Магазин: (843) 248-77-09