катализатор
Идеальным продуктом сгорания автомобильного топлива является смесь природных газов – углекислого газа, азота и водяных паров. По разным причинам бензин и добавки к нему сгорают не полностью, отравляя воздух угарным газом, окисями азота и углеводородами. Для снижения выброса автомобилями смога в выхлопную систему устанавливают каталитический нейтрализатор выхлопных газов, чаще называемый просто катализатором.
Своеобразный фильтр, установленный в стальном корпусе, представляет собой керамическую сотовую конструкцию, покрытую тонким слоем каталитического материала – родия, платины и палладия. Исполнение фильтра в виде многочисленных сотовых трубок связано с увеличением площади контакта выходящих газов с катализирующими их металлами.
Горячие выхлопные газы нагревают сотовый нейтрализатор, остатки топлива под воздействием металла-катализатора вступают в реакцию с имеющимся кислородом и разлагаются на безвредные составляющие. Данные собранные специалистами автосервиса Казань о сроках службы катализатора, примерно 100-120 тыс км. Однако катализатор может выйти из строя гораздо раньше, причин тому несть числа:
- недостаточное качество дорог
- такой же некачественный бензин
- неисправности топливной системы
Удар, полученный автомобилем в дорожной выбоине, может привести к повреждению хрупкой керамики, при этом сотовый фильтр сходит со своего места, перемещается по корпусу во время движения автомобиля и, в конце концов, раскалывается. К растрескиванию раскаленного катализатора может привести и попадание на него воды из лужи.
Этилированный бензин, отпускаемый иногда недобросовестными владельцами заправок, разрушает катализатор в кратчайшие сроки. Оседающие на поверхности сот частицы металлов, помимо ухудшения каталитических реакций, вызывают и перегрев катализатора, керамика при этом начинает оплавляться, снижая проходимость газов.
При неисправностях свечей впрыснутое форсункой топливо не сгорает, а вместе с выхлопными газами попадает в нагретый катализатор, где и воспламеняется, разрушая микро взрывом керамику. Такой же взрыв происходит в результате неоднократных попыток завести автомобиль - камера катализатора наполняется парами бензина.
Неисправный топливный фильтр, изношенные или закоксованные масло съемные кольца, не отрегулированная система зажигания – эти и другие неисправности автомобиля ведут к преждевременному износу катализатора. В свою очередь, мельчайшая керамическая пыль из разрушающегося катализатора, затянутая в двигатель, изнашивает цилиндры и масло съемные кольца.
В катализаторах последних лет соты выполняются из металла, удорожание агрегата оправдывается повышением его прочности. В попытках экономии на каталитических нейтрализаторах водители не заменяют их новыми, а врезают в выпускной тракт кусок трубы. Результат проявляется через 3-4 месяца полным прогоранием резонатора и других участков.