Моторное масло
Моторное масло играет незаменимую роль в работе двигателя. Масло соответствующего высокого качества долго временно и надежно может выполнять возложенные на него функции:
- Смазывает поверхности трущихся деталей, снижая тем самым их износ
- Охлаждает нагревающиеся в результате сгорания топлива и трения детали двигателя
- Предотвращает коррозию, появление нагара и лакообразных отложений
- Нейтрализует кислоты, которые образовываются во время сгорания топлива и окисления масла
Американской нефтяной промышленностью (API) предъявляются основные требования к такому показателю, как качество моторного масла. Требования, относящиеся к маслам для бензиновых моторов, обозначаются буквой S, а требования к маслам для дизельных двигателей – С. Последняя буква обозначает издание классификации. Так, последняя классификация, определяющая самое высокое качество масел для бензиновых моторов, имеет следующий вид: API-SH.
Стоит добавить, что соответствие качества масла европейским стандартам определяется фирмой Comitedes Constructeursd`Autumobiles du Marce Commun. Классификация ССМС, помимо всех испытаний API, предписывает дополнительные строжайшие тесты на испытательных двигателях европейского производства. Буква G означает бензиновые и газовые моторы, буквой D обозначаются дизельные моторы грузовых автомобилей, а PD – дизельные моторы легковых автомобилей. Буквы подразумевают под собой текущую нумерацию, отражая развитие возможностей моторного масла в соответствии с техническим прогрессом.
Также к маслам предъявляются и дополнительные требования различными известными автомобильными фирмами. К примеру, компания Мерседес-Бенц изложила свои требования к маслам для дизельных моторов грузовых машин в нормативах 227.1 и 228.1. Фирма Volkswagen разработала собственные стандарты:
- 500.00 – моторное масло, обладающее хорошими антифрикционными свойствами
- 501.01 - масло как для бензиновых, так и дизельных без надувных моторов
- 505.00 – масло для дизельных моторов с турбо наддувом
В наше время, чтобы улучшить характеристики и придать новые свойства, моторное масло обогащают присадками - химически активными веществами. Их доля в современных маслах достигает 15-25%. Различного рода присадки добавляются в разных количествах. Все зависит от требуемых нагрузочных свойств и области применения масла. К примеру, для защиты двигателя от быстрого износа используются антиизносные присадки, для придания маслу промывочных свойств применяют моющие присадки, а для повышения стойкости масла к старению – антиокислители.
Классификация моторных масел
В нашем автосервисе используются следующие виды автомасел:- Минеральные. Они производятся путем вакуумной перегонки и последующего рафинирования мазута. Однако они не отвечают высоким современным требованиям, связанным с антифрикционными свойствами и увеличением интервала смены масла.Вязкость таких масел обозначается: 15W-40 или 20W-50.
- Полусинтетические. Представляют собой смесь минерального и синтетического масел. Благодаря их свойствам эффективно очищается двигатель, обеспечивается нормальная защита от износа, а также улучшаются условия пуска холодного мотора. Вязкость обозначается: 10W-40.
- Синтетические. На базе синтетических масел производятся моторные масла со значительно улучшенными характеристиками. Они отлично подходят как для бензиновых, так и для дизельных моторов. Благодаря синтетическим маслам обеспечивается наилучшая защита от износа, довольно хорошая смазка при пуске холодного мотора, значительно снижается трение деталей и отлично очищается двигатель. Замена таких масел производится через достаточно длительное время. Стоит добавить, что именно этот вид масел чаще всего отвечает высочайшим требованиям API, CCMC и автомобильных компаний. Вязкость обозначается: 5W-50.
На сегодняшний день высочайшие требования к маслам дизельных моторов легковых автомобилей и дизельных моторов с турбо наддувом предъявляет европейская компанияв классификации PD2CCMC и фирма Volkswagen в стандарте 505.00. Данные масла могут применяться на без наддувочных двигателях, на двигателях с турбо наддувом, а также на двигателях с охлаждением наддувочного воздуха или без него.
Если говорить о маслах, имеющих хорошие антифрикционные свойства, то они обладают прекрасной текучестью даже при низкой температуре. Также им характерна высокая теплостойкость и малая работа при перекачке. Благодаря таким маслам обеспечивается более экономный расход топлива. Вязкость обозначается: 10W-40,5W-40.
Всесезонные масла отличаются тем, что в зимнее время не загустевает, а летом при достаточно высокой температуре двигателя не разжижаются. Имеют такие значения: 20W-50, 15W-40, 10W-40, 5W-40.
Следует также отметить молибденовые присадки, которые имеются в составе некоторых масел; их можно приобрести отдельно и добавлять в масло самостоятельно. Они образовывают прочную пленку на поверхностях деталей, которая выдерживает значительные нагрузки, снижая тем самым их трение и уменьшая износ двигателя (более чем на 50%) и вероятность его поломки, а также снижают расход топлива.